Соломон известен как царь, получивший мудрость от Бога (3 Цар. 3:11–12, 28).
Суд и правосудие во времена его правления были важнейшей частью царского служения.
Мы читаем, что уже в начале своего царствования Соломон устроил притвор с престолом, с которого он вершил суд
(3 Цар. 7:6–7).
Йешуа ходил в притворе Соломоновом, чтобы показать иудеям:
«Я — тот Свет, который вы празднуете сегодня, о Котором говорили пророки:
“Восстань, свети, ибо пришёл свет твой”»
(Ис. 60:1).
Он как бы говорил: Я принёс то обновление, которое вы сейчас празднуете.
Присутствие Бога было настолько ощутимым, что само молчаливое пребывание Йешуа вызывало у людей тревогу и вопросы, не давая им покоя. И Йешуа ответил на их вопрошания словами:
«Я и Отец — одно» (Йох. 10:30).
Этими словами Он противопоставил Себя императору Антиоху Эпифану («богоявленному») и всем подобным правителям, провозглашавшим себя богами.
Осознавая значение Храма в жизни еврейского народа, можно понять, почему современники Йешуа были потрясены Его словами. В Новом Завете описано, как Его любовь к Богу и ревность о Храме побудили Его изгнать торговцев с храмовой территории (Йох. 2:16). Когда же от Него потребовали знамения Его власти, Он ответил:
«Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
Он говорил о храме Тела Своего. И когда Он воскрес из мёртвых, ученики вспомнили эти слова и поверили Писанию и слову, которое сказал Йешуа (Йох. 2:19, 21–22).
Почему Йешуа мог говорить о Своём Теле как об истинном Божьем Храме? Подобно тому как Храм был местом пребывания Божьего присутствия среди народа, так и Йешуа есть образ Бога невидимого, и в Нём обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 1:15; 2:9). Как Храм был местом принесения жертв за грех, так и Йешуа принёс Себя в совершенную жертву за всё человечество (Евр. 10:10). И как Храм был местом общения Святого Бога с грешными людьми, так и Йешуа говорит:
«Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Йох. 6:37).
Что же Бог хотел открыть нам через праздник Хануки? Какие уроки Он преподаёт Своим детям?
Бог допустил для еврейского народа тяжёлые испытания, чтобы народ сделал выбор. И он был сделан. Верные Богу евреи отказались мириться с эллинизацией, с отказом от веры, и подняли восстание. Так же и мы делаем свой выбор, когда Бог помещает нас в сложные жизненные обстоятельства: либо сдаться, либо идти за Богом. Когда выбор сделан в пользу Господа, начинается процесс обновления (2 Кор. 4:16).
Маккавеи восстали не потому, что были идеологическими борцами, а потому что давление врага стало невыносимым. Это Бог допустил такие обстоятельства. Разве не так происходит и с нами? Когда мы не делаем правильного выбора, Бог допускает испытания. Если решение остаётся неправильным, обстоятельства повторяются и могут продолжаться до тех пор, пока выбор не будет сделан верно. Он может быть чрезвычайно трудным, но именно тогда Бог выходит навстречу.
Нет смысла сокрушаться: «Что будет завтра?»
Йешуа сказал:
«Не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6:34).
Ханука знаменует не только физическую победу над эллинами, но и духовную победу над эллинизацией. Всё, что смешивает нас с миром и уводит от Бога, является ассимиляцией. До прихода к Богу мы все жили по законам этого мира. Но и придя к Нему, часто остаёмся «эллинизированными», служащими своим «антиохам».
Каждый человек был подобен осквернённому и тёмному храму. И только Тот, Кто его создал, способен вдохнуть в него жизнь и свет. Бог Сам очищает Свой храм и зажигает в нём негасимый свет.
Позвольте Божьему свету, который уже есть в вас, вырваться наружу, засиять во всей полноте и рассеять остатки тьмы. Войдите в служение Ему по-новому.
Евреи долго терпели угнетение, не желая признавать своего рабства — так же было и перед Исходом из Египта. Лишь когда рабство стало невыносимым, народ осознал своё состояние. Богу понадобились дополнительные годы, чтобы пробудить Свой народ. Он ждал момента, когда люди позволят Ему вмешаться.
Так и сегодня путь к свободе начинается с признания рабства. Пока человек говорит: «Я не раб», — освобождение невозможно.
Но и получив свободу, важно не остановиться. Маккавеи не только очистили Храм, но и начали освобождать других, восстанавливая освящённую жизнь народа. Свобода дана не для самоуспокоения, а для служения.
Бог вывел Израиль из Египта не с пустыми руками, а с серебром и золотом — для строительства Скинии и служения (Исх. 3:21–22). Но те же дары стали испытанием, когда были использованы для золотого тельца. Материальные благословения могут стать как инструментом служения, так и причиной падения.
Не думайте, что вы ещё не готовы служить Богу. Он дал каждому дары ещё до нашего обращения. Начните служить тем, что имеете, и Бог умножит, укрепит и добавит новое.
Ханукальное чудо Бог являет тем, кто хранит верность.
Бог отвечает верностью тем, кто верен Ему.