ПЕСАХ в Новом Завете
Как праздновал Йешуа и Его ученики
В Песах семьи собираются за столом и совершают трапезу, которая называется «Седер»
Слово «Седер» — с иврита означает «порядок».
Трапеза называется Седером, потому что порядок трапезы призван рассказать всю историю Песаха.
Каждый элемент трапезы проводит семью через всё Писание от прибытия Израиля в Египет до их чудесного освобождения.
Верующим в Иешуа (Иисуса) эти элементы рассказывают не только историю Исхода из Египта, но также уникальным образом повествуют историю жизни, смерти, погребения и воскресение Йешуа из мертвых.
Евангелие от Матфея ЕНЗ
Первый день мацы ("пресный хлеб"). Песах ещё известен как Праздник Мацы, так как существенным элементом его является употребление в пищу только пресного хлеба в течение семи дней (Исход 12:15-20).
По традиции, в канун праздника последний хамец должен быть удалён из дома и сожжён, и с этого момента единственный хлеб, находящийся в доме - маца. Таким образом, "первый день мацы" - это день до начала Песаха. Так как по еврейскому календарю день начинается на закате солнца, хамец сжигают утром, а Песах начинается со служения Седер после того, как зайдёт солнце. Седер, буквально - "порядок", но здесь обозначает упорядоченную церемонию и трапезу, которой начинается неделя праздника Песах.

В те времена законы Песах предписывали закалывать и съедать ягнёнка в воспоминание о ягнёнке, закланном и съеденном каждой семьёй в ночь Исхода из Египта (Исход 12:3-14).
После того, как в 70 г. н.э. Храм был разрушен, и закалывать ягнёнка стало негде, появилась традиция класть голеностопную кость ягнёнка на блюдо Седера в память об этой жертве. В наши дни традиции сефардов позволяют или даже предписывают готовить блюдо из ягнёнка в Пасху; но евреи-ашкенази избегают употребления в пищу мяса ягнёнка, так как нет возможности заколоть его в Храме.
Апостол Шауль (Павел) который основал церковь в Каринфе, где ее основная часть это были уверовавшие язычники, дает им наставление.

Исход 12:17-19-20:
"Так соблюдайте же праздник пресных хлебов!
Ибо именно в этот день Я вывел воинства ваши из земли Египетской; поэтому соблюдайте этот день из рода в род, как устав вечный!"
В (эти) семь дней ничего заквашенного не должно находиться в ваших домах. Если кто-нибудь ест заквашенное, отсечется душа его от общины Израиля - будь то пришелец или рожденный в народе."
Нельзя вам есть ничего заквашенного Везде, где вы обитаете, ешьте мацу".
Пасхальный Седер
в Иерусалиме
В наши дни в полноте раскрытия праздника Песах, по большому счету, празднуют только еврейские мессианские общины.

Еврейская мессианская Пасхальная Агада

для проводящего Пасхальный Седер

На праздник Песах в еврейских общинах по всему миру проводится традиционный праздничный ужин, объясняющий значение праздника, являющийся замечательным напоминанием об истории Песаха, понятным даже самым маленьким детям.
Еврейские мессианские общины празднуют Пэсах так же, как и заповедано в Писании, так же, как это делал сам Машиах Йешуа.
Некоторые проводят Седер, используя для этого собственную версию мессианской Агады.
1. Кидуш – Первая чаша вина
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХАОЛАМ БОРЕ ПРИ АГАФЕН.
בָּרוּךְ אַתָּה אֲדנָי אֱלהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם בּוֹרֵא פְּרִי הַגָּפֶן

Благословен ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.
Пьем первую чашу.
Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, который избрал нас и освятил своими заповедями. И дал Ты нам, Господь Бог наш, с любовью праздники для радости, времена для торжества и веселья, и этот день праздника Песах, время нашей свободы, священного собрания в память выхода из Египта. Благословен Ты, Господь, освящающий Израиль.

2. Шээхияну
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХАОЛАМ ШЕХЕХЕЯНУ ВЕКИИМАНУ ВЕХИГИЯНУ ЛАЗМАН ХАЗЕ.
ברוך אתה ה', אלוהינו מלך העולם, שהחיינו וקיימנו והגיענו לזמן הזה

Благословен ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, подаривший нам жизнь, поддерживающий нас и давший нам дожить до этого дня.

В Торе говорится о том, чтобы из года в год мы праздновали этот праздник. Песах считается первым из 3-х самых главных праздников Писаний (Суккот и Шавуот). И это не случайно! В какой-то мере этот праздник считается днем рождения еврейского народа, народа Божьего, т.е. день рождения первой Божьей общины на земле.
Исход 12:17: "Вы должны помнить Праздник Пресного Хлеба, потому что в этот день Я вывел весь ваш народ из Египта. Так вот, все ваши потомки должны помнить этот день.
Это - закон, который сохранится навечно."
Также в Торе говорится о том, кто может участвовать в этой трапезе.
И поэтому, если вы думаете, что если вы не еврей или несовершенный человек – не переживайте. Выходящие из Египта были очень несовершенны. Они даже не понимали, как нужно жить по заповедям, потому, что эти заповеди они получили потом в пустыне, а на время первого седера каждый жил в соответствии с теми понятиями о жизни, которые получил в идолопоклонническом Египте. Это насчет несовершенства. А насчет того, можно ли есть Песах, если ты нееврей, то Бог дал возможность каждому человеку из любого народа на основании собственного желания начать идти за Богом, праздновать Пасху.

"и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое. (Исх.12:38)"

Итак, у каждого есть тарелка, на которой есть что-то съедобное, и это не просто угощение. Все, что лежит на тарелке, поможет понять нам смысл праздника, через объяснение, через вкус. Это очень, кстати, по-еврейски — изложить суть праздника не только через лекцию, но также через трапезу. Да и вообще: праздник и еда, по-моему, — это очень даже совместимо. Кстати, Иешуа тоже так думал. Ведь так называемая «Тайная вечеря» на самом деле была обычным пасхальным седером, т.е., совсем не секретным. )
3. Карпас с соленой водой
Карпас — любая огородная зелень (петрушка, варёный картофель, репчатый лук, сельдерей, редька), «трава, растущая под ногами» — символизирует бесправное положение евреев в египетском рабстве.

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХАОЛАМ БОРЕ ПРИ ХААДАМА
ברוך אתה ה' אלוהינו מלך העולם בורא פרי האדמה

Благословен ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод земли. Амен.

Едим карпас.
Обмакиваемый в соленую воду, напоминает нам бедную пищу евреев, когда они были рабами, ели пищу обильно политую слезами.
В обычные дни мы не обмакиваем пищу в соленую воду – это должно быть непонятно детям и вызывать их любопытство, а отсюда и память о празднике Песах.

Яхац

Ломаем мацу

Появление мацы связано именно с исходом из Египта. Наспех замешанное тесто не успело вскиснуть, прежде чем из него испекли хлеб. Берем средний лист мацы, ломаем его на две части и одну часть прячем. Спрятанная часть называется «афикоман». Что это такое, вы узнаете чуть позже (см. 11 пункт).

Магид Рассказ

Ма Ништана. 4 вопроса.
1. Чем отличается эта ночь от других ночей? Почему во все ночи мы можем есть и хамец, и мацу, а в эту ночь только мацу?
2. Почему во все ночи мы едим разную зелень, а в эту ночь – горькую зелень?
3. Почему во все ночи мы не обмакиваем еду, а в эту ночь обмакиваем дважды – карпас в соленую воду и марор в харосет?
4. Почему во все другие ночи мы можем есть и сидя прямо и облокотившись, а в эту ночь все мы едим облокотившись?
4. Маца
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХАОЛАМ ХАМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ХААРЕЦ
בָּרוּךְ אַתָּה אֲדנָי אֱלהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם הַמּוֹצִיא לֶחֶם מִן הָאָרֶץ

Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, вырастивший хлеб из земли.

Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам есть мацу
Едим мацу.
Маца называется хлебом пустыни, а пустыня – это место испытаний, место очищения. Сначала человек не понимает вкуса мацы, т.е. новой жизни, но постепенно она ему все больше нравится.
Вы знаете, фараон пожалел, что отпустил народ, и отправил армию, чтобы вернуть евреев назад или уничтожить. Народ очень испугался… Как мы уже сказали, грех уничтожает нас постепенно, день за днем. Настолько постепенно, что мы иногда этого не чувствуем. Но, только мы определяемся жить по-другому, совершаем исход из старой жизни, он (враг, фараон, грех) собирает все силы в кулак и выступает мощно. И у нас обостряются старые желания, со стороны нам чего-то подсовывают, родственники и друзья нас не понимают. «О-о, это не то, чего я ожидал» — думают некоторые и отступают. Не торопитесь разочаровываться, друзья. Бог разве выводит нас, освобождает нас, чтобы погубить или дать нам серое, скучное существование? Наберитесь терпения и увидите, что это не так.

"И порабощали египтяне сынов Израиля изнуряющей работой. И делали их жизнь горькой из-за тяжелой работы с глиной и кирпичами и всякой работы в поле, и всякой другой работы, к которой принуждали их с жестокостью."

5. Марор и харосет
Марор - листья салата, хрен, базилик, сельдерей.
Харосет – пюре из яблок, меда и толченых орехов. Харосет напоминает нам о глине, из которой наши предки делали кирпичи в Египте.

Затем мы с вами обратим внимание на эту кучку хрена или марор. Он символизирует горечь рабства.
Советуют взять кусочек мацы, положить на него марор, то есть хрен, а сверху сладкий харосет, и есть.
Сперва сладко, а потом горечь...
Эта комбинация символизирует грех и всякое рабство и зависимость, которые вначале кажутся приятными, сладкими и завлекательными. Нам этого хочется, потому что мы не видим горечь, скрытую под покровом этой сладости. И мы набрасываемся, едим, и только потом приходит горечь, приходит осознание того, что это внутри нас, и оно сильнее нас.

Заметьте: сначала, как бы, ничего, но затем все горше и горше, все больше жжет. Так и присутствие греха в нашей жизни.
Сначала ничего страшного, казалось бы, иногда даже интересно, приятно, но потом становится больно, начинает жечь, приходят проблемы и в конце концов – погибель.

Мы вспоминаем, как израильтяне вначале сами подстраивались под египтян, потому что это давало выгоду, а египтяне обещали и вначале давали это, точно так же, как сейчас мир много обещает, особенно верующим, и вначале даёт. Князь этого мира всегда разыгрывает такую партию. И на эту наживку ловятся не только люди этого мира, но и люди, которые по идее должны были себя от этого мира отделить.

"Рабами мы были у фараона в Египте, и Господь, Б-г наш, вывел нас оттуда дланью могучей и рукою простертой. И если бы Пресвятой, благословен Он, не вывел предков наших из Египта, то мы и дети наши, и дети детей наших оставались бы рабами у фараона в Египте.
И воззвали мы к Господу, Б-гу отцов наших. И услышал Господь голос наш, и увидел мучения наши, и бедствие наше, и притеснение наше".

Как это похоже на современных людей. Вспоминать о Нем только тогда, когда все плохо…
Евреи вспомнили о Боге, Бог вспомнил о евреях и послал к ним особенного посланника, наполненного силой от Бога совершать чудеса. Звали его Моше.
Придя в Египет, Моисей добился встречи с фараоном, на которой от имени Бога предложил фараону отпустить народ. Фараон был не в восторге от такого предложения, потому что неоплачиваемый рабский труд евреев составлял основу экономической мощи Египта. Более того, от лица какого это Бога говорит этот дерзкий выскочка? В Египте достаточно своих богов. Они не нуждаются в конкурентах. В ответ на проделанные Моисеем «небольшие» чудеса, жрецы Египта сделали аналогичные чудеса. Но фараон рано радовался. Бог решил произвести суд над лжебогами Египта, чтобы продемонстрировать свою реальную силу.
Давайте вспомним эти события…
  • Кровь
  • Лягушки
  • Мошки
  • Пёсьи мухи
  • Мор скота
  • Язвы и нарывы
  • Град
  • Саранча
  • Тьма
  • Смерть первенцев
6. Яйцо
Символ закалки нашего народа

Что мы ещё видим на тарелке?
Во-первых, вкрутую сваренное яйцо.
Но на самом деле, это позднейший элемент.
В Торе ничего об этом не сказано.

Но чем дольше варить яйцо, тем оно становится круче и круче. Подобное происходило и с еврейским народом: что только он ни проходил, какие гонения, испытания, преследования, но он не исчез, а только закалился.

7. Мясо
Наблюдаемое на тарелке мясо напоминает нам о жертве животного, которым люди заменяли себя перед Богом за свои грехи. Заметьте, сначала удаляется из дома весь хамец, т.е. человек определяется жить по-другому. Или, другими словами — кается, сокрушается, сожалеет о прошлой жизни, и лишь затем он может свою смерть за свои грехи заменить смертью жертвы. Жертва выбиралась максимально тщательно. Это должно было быть самое лучшее, абсолютно здоровое и молодое животное.
Конечно, грешного человека могла освободить от наказания только безгрешная жертва, иначе ее саму нужно было бы кем-то заменять уже за ее грехи.

Давайте мы сейчас помолимся Богу, чтобы он простил нам весь «хамец» — весь грех нашей прошлой жизни, чтобы мы стали достойны вкушать эту Жертву.

"Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам устранять хамец
Весь хамец и закваска, которые я не нашел и не уничтожил, пусть же считаются упраздненными, подобными праху земли. И Ты, милостивый Господь, прости мне все совершенные мной грехи, те о которых я помню, и те о которых забыл – и через милость Твою и прощение да будут они подобны праху земли."
8. Бутерброд Гилеля
Древний учитель Израиля, живший перед первым пришествием Иешуа, Гилель, любил делать такой бутерброд: он брал мацу, горькие травы и мясо пасхального ягнёнка, накрывал вторым листом мацы и всё это ел
Ни на одном ортодоксальном седере сейчас это мясо не естся. Почему?


С одной стороны, они ещё не верят, что жертва Машиаха уже принесена, а с другой стороны, нет Храма, нет священства и нет пасхальной жертвы. Поэтому у них обязательно лежит косточка с мясом как напоминание о пасхальной жертве. Но это единственный элемент пасхальной тарелки, который нельзя кушать и даже касаться, чтоб никто не подумал, что эта жертва есть. Это напоминание о том, что без пасхальной жертвы Пасхи нет. И та Пасха, которую празднуют наши братья иудеи, не знающие своего Спасителя, - это только часть истинной ветхозаветней Пасхи, потому что фактически они празднуют только Опресноки (мацу). А сам праздник Опресноков начинался на следующий день после жертвоприношения пасхального агнца и его священного вкушения, и длился семь дней.

Сейчас пасхального ягнёнка нет. И чем ближе к последнему времени, тем больше не только простых иудеев, но и раввинов, начинают мучаться от этого и открыто об этом говорить. Сейчас в Израиле есть Институт Третьего Храма, который собирает всё, касающееся Второго Храма. Но они говорят, что это не музей, а что всё, что они собирают, они готовят к восстановлению Третьего Храма. Последние десять лет они производят тренировочные жертвоприношения пасхального ягнёнка, подчёркивая, что это не пасхальный ягнёнок, и делают это до Пасхи. Но что интересно, десять лет назад, когда это началось, на это представление собиралось 40 человек, а последние пару лет - тысячи! Понимаете, о чём это говорит? В Израиле поднимается жажда по пасхальной жертве. Они всё больше понимают что без этого нет истинной Пасхи. Хотя столетиями раввины убеждали их, что это сейчас не обязательно.
9. Второй кидуш
Дальше мы пьём вторую чашу, которая символизирует освобождение Израиля из Египта.

Барух Ата Адонай Элохейну Мелех хаОлам боре при hагафен.
Будь благословен, Господь, Царь Вселенной, дарующий нам плод виноградной лозы.

10. Шулхан орех
Праздничная трапеза, во время которой каждый старается угостить другого тем, что приготовил для этой части седера.


Теперь нам желательно покушать. Это важная часть Пасхального седера, потому что, если люди не едят, то они не участвуют в Пасхе.
Молитва после трапезы:
Б-г наш и Б-г отцов наших!
Да поднимется, и придет, и достигнет (Твоего слуха), и будет замечена, и благосклонно принята, и услышана (Тобою молитва наша), и да будут возобновлены и восстановлены (Тобою) память о нас и внимание к нам; и память об отцах наших, и память о Машиахе Иешуа, потомке Давида, раба Твоего, и память о Иерусалиме, святом городе Твоем, и память обо всем Твоем народе, Доме Израиля — для спасения во благо (нам), для любви и милости, и для милосердия (к нам), и для благополучной жизни и мира (для нас) — в этот день праздника мацы, этот святой праздничный день. Вспомни нас, Господь, Б-г наш, к добру в этот день; и отнесись к нам в этот день со вниманием, благословляя нас; и спаси нас в этот день для жизни доброй; и по обещанию спасти и помиловать, пожалей и смилуйся (над нами); и будь снисходителен к нам, и спаси нас — ведь на Тебя устремлены наши взоры, потому что Ты, Б-г, — Владыка милосердный и милующий.
Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, добрый и творящий добро. Устанавливающий мир в Своих высотах, пошли мир нам и всему Израилю,
и скажем: АМЕН!

Самая святая часть

11. Афикоман
Подошло время сказать и сделать самое важное. Отыскался спрятанный преломленный лист мацы – афикоман.
Ортодоксальный иудаизм до сих пор не выработал единую позицию в отношении того, что обозначает афикоман.
Самое известное толкование трех листов мацы такое: первый лист – священники, второй – левиты, третий – остальной народ.

Тогда вопрос: почему же ломается лист, обозначающий левитов и почему прячется его часть – афикоман?
Иешуа объяснил это по-другому: Он объяснил, что бесквасная маца символизирует Его безгрешную жизнь, переломленную за нас. Известно, что Он был похоронен и на 3-й день воскрес. Поэтому афикоман прячется, а потом находится, извлекается для всех. Но почему ребенком?
Машиах сказал: «Будьте как дети». Если мы будем верить детской верой в Него, полностью Ему доверять, как доверяет маленький мальчик своему отцу, то получим все, ради чего Он пришел в нашу жизнь. Мы найдем Его, как этот ребенок нашел афикоман, символизирующий Мессию.

Вынимают афикоман, тот самый спрятанный кусок мацы.
Афикоман символизирует пасхального ягнёнка.
‍В последнее время это написано практически в каждой иудейской (не мессианской) Агаде.
Друзья, это признаки последнего времени! Внутри самого иудаизма, внутри еврейского народа растёт понимание важности и необходимости жертвы, особенно пасхальной. И всё больше евреев, даже тех, которые отвечают за эту литературу, открыто начинают признавать отсутствие самого главного и жаждут, чтобы это появилось.

Как вы помните, мы преломили среднюю мацу, большую её часть спрятали, и только в конце седера её находят. Мы понимаем, Кого это символизирует. Есть даже исследования, которые говорят, что эта часть с афикоманом вошла в традиционный иудейский Пасхальный седер в те времена, когда мессианские евреи праздновали Песах вместе со всеми евреями, что очень вероятно, и по-другому это объяснить невозможно.

На наших Пасхальных седерах мы делаем хлебопреломление с афикоманом, потому что он уже преломлен. Символическая картина с ним гораздо более явная, чем когда мы делаем обычное хлебопреломление - мы же не прячем и не вынимаем то, что символизирует воскресшего из-под земли Иешуа. А здесь это делается.

Хлебопреломление

В конце этой полной Пасхальной трапезы Машиаха мы хотим провозгласить славу Божью и благословить этот пресный хлеб, в котором мы будем вкушать Его преломленное Тело.

Барух ата Адонай Элоhейну, мелех hаОлам hамоци лехем мин hаарец.
Будь благословен Ты, наш Господь, Царь вселенной, Царь вечности, извлекающий хлеб из земли, как Ты извлёк из земли нашего Спасителя, Сына Своего Иешуа. И пусть преломленное Его Тело преломляет силу тьмы в нас и вокруг нас и раскрывает окна небесные, чтобы сияние Твоей славы, Машиах, распространилось по всей земле. Амен!
12. Третий кидуш
Чаша – символизирующая Кровь Мессии, которой покрываются наши грехи, которой очищается каждый, доверивший себя Богу, которой каждый защищается от губителя.

Суд и спасение, гнев и искупление собраны вместе в тайне одной чаши, значение которой Мессия объяснил в тот вечер. Йешуа не говорил о чаше как о чем-то чисто символическом. Он описывал события, которые должны были вскоре произойти в Его жизни.


Пс 115:3-5: "Чем воздам я ГОСПОДУ
за всё доброе, что сделал Он для меня? Чашу спасения я подниму и имя ГОСПОДА призову. Исполню обеты мои ГОСПОДУ при всем народе Его."
Позднее в тот вечер Йешуа взывал к Богу в страданиях и молитве: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42). Будучи человеком, Иешуа мог желать, чтобы эта чаша суда, которую заслужили все люди за нарушение завета с Богом, миновала Его.
Однако, будучи послушным Сыном Божьим, Иешуа знал, что чаша благословений сможет излиться во спасение многих только, если сначала Он выпьет из чаши Божьего суда над всем человечеством.

Несмотря на боль из-за отделения от Отца, наш Господь хотел испить из той чаши, понести то наказание, пережить тот ужас и смерть, чтобы мы могли быть освобождены и прощены.

Неудивительно, что апостол Павел называет это чашей благословения. Что может быть большим благословением, чем то, что принес Мессия через свою смерть, погребение и воскресение?
Называя это чашей благословения, как говорилось в еврейской пасхальной традиции, апостол Павел указывает на сильную связь между Песахом и причастием, хлебопреломлением.
Корни данного таинства уходят глубоко в извечный Божий план, который раскрывается на страницах Писания, а также в традициях избранного Божьего народа.

Молимся:
Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Царь Израиля, даровавший нам плод виноградной лозы как прообраз крови Иешуа Машиаха, Машиаха Израиля и всего человечества. Спасибо Тебе! Амен!

Слава Тебе, Боже, Всемогущий Царь! Слава Тебе, Являющий славу Свою в этом пока падшем мире! Слава Тебе за то, что Ты, по милости Твоей, вложил огонь Свой и отблеск славы Своей в наши смертные тела и дал через смерть и воскрешение Своего Сына, нашего Царя, Царя Израиля и всех людей - Иешуа, новую жизнь, которой мы живём, дышим, и в которой мы восходим в небесный Иерушалаим!
13. Браха
Давайте теперь все благословим Бога Израиля.

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХАОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕЙЕШУА ХАМАШИАХ ОР ХАОЛАМ ВЕАДОН ЙОМ ТОВ
בָּרוּךְ אַתָּה אֲדנָי אֱלהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אשר קידשנו בישוע המשיך אור העולם ואדון יום טוב

Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, осветивший нас светом Иешуа Мессии, который есть Господин мира и Господин этого праздника! Амен!

14. Четвертый кидуш – чаша Царства
Мф 26:29: "Говорю вам: отныне не буду Я пить от плодов, что дает лоза виноградная,  до дня того, когда буду пить новое вино вместе с вами в Царстве Отца Моего»."

Каждый, вступивший в завет с Богом через жертву Иешуа, получает место в Божьем вечном Царстве.
И мы будем пить от плодов винограда вместе с Ним в Царстве, когда Он снова придет во славе.

15. Лэшана аба би Йерушалаим
В следующем году — в Иерусалиме!


Хаг Песах Самеах!